Влияние Реформации на современный мир
Отрывок из передачи «Очерки по истории Реформации»
Реформация способствовала выработке нового самосознания среди широких народных масс. Люди внутренне освобождались от суеверий средневековья и стали больше строить свою жизнь в соответствии со Священным Писанием. Это приводило к пересмотру тех церковных предписаний, которые противоречили Библии. Многие забытые истины Святой Книги вновь начинали волновать пытливые человеческие умы.
Известны два главных направления реформационного движения: лютеране и кальвинисты, к ним примыкает англиканская церковь и ряд движений поменьше.
Из Германии лютеранская церковь распространилась в страны Европы — Австрию, Венгрию, Францию, Нидерланды, страны Скандинавии, Прибалтику, а затем и в Северную Америку. На севере Германии, в Скандинавии, Финляндии и Прибалтике (Латвия и Эстония) лютеранство стало господствующей религией.
Кальвинизм, возникший в 1530-х гг. в Женеве, исповедует большинство жителей Швейцарии, Голландии. Также кальвинизм достаточно сильно распространён во Франции, США, Канаде, Австралии, Новой Зеландии и Южной Корее.
Протестантизм не остановил своего движения, он динамичен. Его представители верят в то, что процесс возврата к библейским истинам необходимо постоянно поддерживать, а не останавливаться на достигнутом. Так, например, современная Церковь христиан адвентистов седьмого дня ведёт свою историю от протестантской реформации XVI века, идея которой заключалась в восстановлении христианства в его первоначальном виде, в очищении
его от внедрившихся языческих суеверий и традиций. Само адвентистское движение зародилась позднее, в начале XIX века, среди групп баптистов, методистов и других протестантов, став результатом дальнейшего развития идей Реформации.
Адвентисты седьмого дня — одна из самых быстрорастущих христианских конфессий. По состоянию на 2007 год насчитывалось более 16 млн. взрослых крещёных членов церкви, а включая всех посещающих церковные богослужения и детей — более 30 млн. человек, тогда как в 1966 году их было немногим более 1,6 млн.
С самого начала все протестанты признавали единственным авторитетом в делах веры Библию как Божественное откровение, и спасение по вере, а не по делам. Лютер провозгласил два лозунга, легших в основу протестантизма — Solo Scripture и Solo Fide, т.е. только Писание и только вера. Но по отдельным вопросам в рядах реформаторов не было единого мнения. Эти оттенки по-разному повлияли на различные стороны жизни верующих.
Несколько десятилетий назад ученые социологи обратили внимание на одну чрезвычайно любопытную закономерность. Если посмотреть на картину христианского мира, то нетрудно заметить, что самыми богатыми и развитыми в промышленном отношении выступают страны протестантские.
В чем же была историческая причина такого неравномерного развития?
Ответ лежит в плоскости изменения сознания, которое привнес протестантизм в средневековые принципы мышления масс. Воспитанный протестантизмом человек по сравнению с человеком средневековья, более строго относится к моральным вопросам, упорнее трудится, более самостоятелен, более доверяет своему разуму, менее традиционен, более открыт для будущего.
Новые религиозные представления о месте человека, призванного отражать славу Создателя, формируют и новые социальные отношения в разных сферах человеческой деятельности, включая культуру и материальное производство. Социологи установили прямую связь религии с профессиональной этикой протестантов. Призыв – «живи так, чтобы отражать славу Создателя», проявлялся в разных областях человеческой жизни. Меняется отношение к труду, который раньше выполнялся исключительно под давлением необходимости. Это был труд «в поте лица» ради пропитания. Благодаря новым религиозным установкам плохо работать значит грешить и преуменьшать Божественную славу. Известный этому пример — знаменитые марки швейцарских часов, которые до сих пор считаются самыми точными в мире. Но мало кто сегодня знает, что основу швейцарской часовой промышленности заложили протестанты гугеноты, приехавшие в Женеву из Франции в 16 веке после ужасов Варфоломеевской ночи. Именно их новое, особое отношение к труду, которое сформировалось в соответствии с их религиозными принципами, и обеспечивало непревзойденную точность изделий знаменитых часовщиков.
Исследователи Реформации отмечают, что мирская аскеза протестантизма со всей решительностью отвергала всякое наслаждение богатством и стремилась сократить потребление, особенно когда оно переходило в излишества. Вместе с тем приобретение благосостояния честным путем поощрялось. В Библии сказано, что трудящийся достоин пропитания, и честно нажитое богатство можно было использовать в благотворительных целях.
Средневековая этика не только допускала нищенство, но даже возводила его в нищенствующих орденах в идеал. Считалось, что богатое сословие, таким образом, имеет возможность подавать милостыню и обретать спасение. Так было, например, в Англии во времена Стюартов. Лишь благодаря деятельности протестантов, которых называли пуританами, было изменено законодательство о бедных. Были приняты первые в Европе законы, обеспечивавшие социальную защиту бедняков со стороны государства. Кстати сказать, в протестантских общинах того времени вообще не знали нищенства в своей среде.
Появляется институт меценатов и попечителей. Протестанты верили, опираясь на библейскую притчу о талантах, что если человек зарывает свой талант в землю, он грешит, а если использует его с прибылью, то ему дается Богом большее. Соответственно такой, мудрый и верный раб, может сделать для славы Божьей, и помощи ближнему гораздо больше, чем раб неверный и лукавый. Следствием такого представления явилось создание многочисленных приютов и больниц, которые впервые появляются сначала в Англии, а потом и во всех протестантских странах.
Современный христианский мир многообразен и стремительно меняется. Изменилось и отношение людей к тем религиозным вопросам, которые волновали умы людей времён Реформации. Тем не менее, в христианском мире были заложены основы нового подхода к Библии, вопросам веры, которые произвели радикальный переворот в мировоззрении миллионов людей. Именно это повлияло на развитие западноевропейской истории и впоследствии на весь ход истории человечества. Реформация способствовала становлению демократических форм правления, дающих человеку больше свободы в реализации свободного права выбора во всех областях человеческой жизни. Современный человек при всем желании обычно с трудом представляет себе всю степень того влияния, которое религиозные идеи оказывали на образ жизни людей, их культуру и национальный характер. Это и стало причиной того, что появился этот цикл передач под названием «Очерки по истории Реформации».