Перенесёмся в эпоху празднования ветхозаветной Пасхи. Сумерки постепенно окутывают землю, солнце прячет последние лучи, стремясь поскорее скрыться за горизонт. Небо окрашивается в багряный цвет. Наступил час, когда семья должна собраться вместе. Отец семейства привёл однолетнего ягнёнка. Несколько пар глаз напряжённо следят за отцом, когда он убивает животное. Капли крови, падая, орошают землю и запечатлеваются в умах присутствующих. Отец берёт кровь и мажет ею косяки (откосы) и перекладины дверей. Затем ягнёнка приготавливают на огне и едят с горькими травами. Обряд, посвященный празднику Пасхи, совершён.

А теперь прошу вас вместе со мной перенестись в другую эпоху, спустя почти 15 столетий после того памятного события — освобождения народа Божьего из Египетского рабства.

Прочтём запись о празднике Пасхи в Евангелии от Луки 2:41: «Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи». Иисус был на рубеже детства и юности. Это был возраст, когда Он становился полноправным членом иудейского общества и мог, как духовно совершеннолетний, принять участие в праздновании Пасхи.

Откуда же происходит Пасха и каково её значение? Еврейское слово «Песах» буквально означает «пройти мимо, пощадить». Библейская запись сообщает, что Ангел-губитель в ту памятную ночь, видя кровь на косяках дверей и окон, проходил мимо этих домов (то есть щадил), оставляя в живых верующих в заместительную кровь Христа (Исход 12:3-8, 11, 23, 26, 27).

Пасхальным служением Господь намеревался отвлечь Свой народ от мирских забот и напомнить об их чудесном избавлении из рабства. Подобно тому, как кровь закланного агнца некогда защитила дома сынов Израилевых в Египте, так и кровь Христа должна будет спасти их души от вечной гибели. Символическое служение только в том случае имело смысл, если оно направляло людей к Христу как личному Спасителю, их Заместительной Жертве.

Какое же значение имела Пасха для Иисуса, пришедшего на этот праздник? «По окончании дней [праздника] остался Отрок Иисус в Иерусалиме» (Луки 2:43). Здесь относительно Иисуса употребляется термин «Отрок», в греческом языке это звучит как «пайс».

Обычно по отношению к ребёнку употребляется слово «пайди» — дитя, но «пайс» имеет другой оттенок и означает — раб, слуга.

42 глава пророка Исаии впервые изображает этого Раба, а суть Его миссии изложена в 53 главе. Святой Дух открыл пророку завесу будущего, и он настолько ярко и детально изобразил страдание Христа, как будто бы стоял прямо у подножия Голгофского креста. Видение это так ясно, что Исаия говорит о нём в прошедшем времени, как будто бы оно уже совершилось. А между тем оно было написано за 700 лет до событий на Голгофе.

Когда Иисус в тот первый для Него праздник Пасхи наблюдал за всеми обрядами, постепенно в Его уме вырисовывалась цельная картина. Каждое ритуальное служение виделось Ему связанным с Его собственной жизнью. Ему открывалась тайна Его миссии.

Он — тот Раб Божий, Который принесёт свет язычникам, суд миру и умрёт за грехи всех людей. Под влиянием Святого Духа произошло самооткрытие, самопознание. Теперь Он — долгожданный Мессия, Он — Агнец Божий, Он — Новозаветная Пасха.

Обычно на время праздника при храме были открыты школы, где учителя Закона разъясняли Писание и отвечали на вопросы паломников. Сюда пришёл и Отрок Иисус, находясь под впечатлением всего увиденного на празднике. Он рассуждал с ними о пророчествах Исаии, указывающих на страдание и смерть Помазанника — Раба Божия. К Своему огорчению, Он обнаруживал, насколько поверхностными были их знания. Учителя с удивлением слушали «Галилейского мальчика», и та скромность, с которой Он открывал им истинный смысл пророчеств, приводила их к выводу, что не они учат Его, но Он учит их. То что Он говорил, пробуждало в них такие мысли, которые невозможно было забыть.

По завершении праздника Пасхи Иосиф и Мария вместе с родственниками возвращались домой. Путь паломников был сложным, и потому путешественники объединялись в группы. Обычно впереди шли женщины и дети, а затем спустя какое-то время выходили мужчины. Иосиф и Мария не беспокоились об Иисусе, поскольку каждый из них думал, что Он идёт с кем-то из родственников. Наконец, обнаружив, что Иисуса нет с ними, они вернулись в Храм и нашли Иисуса в общении с учителями.

Поначалу родители упрекнули Его словами: «Чадо! что Ты сделал с нами?» (Луки 2:48). Другими словами: «Что Ты здесь делаешь?»

«Разве вы не знали, кто Я? — был ответ. — Разве вы не знали, чем знаменит праздник Пасхи? Неужели вы не прониклись его глубинным смыслом?»

«Разве вы не знали, что Я должен быть в Доме Отца Моего?»
- (Луки 2:49, перевод М. П. Кулакова).

В Его словах эхом отдается вопрос и каждому из нас: а вы знаете?..

Чем для вас знаменит праздник Пасхи? Пасха — спасение одних смертью другого.

Видели ли вы когда-либо страдающего пасхального Агнца? Когда последний раз вы были на Голгофе?

Голгофа — высшая точка — главная великая истина, вокруг которой группируется всё остальное, относящееся к нашему спасению.

Всё гениальное — гениально в своей простоте. Можно ли пройти мимо Голгофы? Если перед человеком однажды предстанет это зрелище, как может он пройти мимо этого гигантского препятствия на пути к своей собственной погибели?

Больше чем неверность Бог ненавидит равнодушие в религиозных вопросах. Чем холоднее и формальнее мы в религиозной жизни, тем мы эгоистичнее, а эгоизм всегда противодействует Христу.

Вы можете иметь обширные знания, но если вы не владеете истиной, для Христа ваши знания ничего не стоят.

Голгофский крест взывает и к вашему разуму: вы, потерявшиеся в учёбе, тестах, работе, отчётах, излишних заботах, лично Вы, придите и взгляните на Голгофский крест. Взгляните на Царственного Страдальца, пожертвовавшего Собой ради Вас…

Вы, жалующиеся и ропщущие на малые неудобства и немногие испытания, встречающиеся на Вашем пути, взгляните на Иисуса.

Из Иерусалима движется большая толпа народа прямо к Голгофе. Шум толпы всё более и более возрастает…

Впереди, окружённый цепью римских солдат, идёт Христос.

Последнее усилие… И вот Он на вершине холма. Христу было приказано лечь на крест. Усилием многих рук дерево креста было поднято над толпою, а на нём, Он — Христос. Из ран ручьём лилась кровь. Толпа на мгновение замерла. Все увидели Его, умирающего на кресте, поникшего головою.

Вдруг густая тьма покрыла Голгофу. Эта тьма остановила всякое движение. Каждый мог увидеть только себя и Распятого Господа, ибо больше ничего не было видно. И как бы ни была густа эта тьма, она не могла закрыть образ распятого Христа.

Каждый из присутствующих задавал себе вопрос: «За что, Господи?» Возможно, этот вопрос беспокоит и Вас, как он беспокоит и меня. Возможно и у Вас нет ответа него. Это была и остаётся «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти…» (1 Тимофею 3:16).

Одно только нам всем необходимо уяснить: без креста невозможно понять Миссию Христа («Без пролития крови не бывает прощения» (Евреям 9:22). Без креста невозможно оценить Жертву Христа. Ведь если бы не было этих ран, то кровь Его, циркулируя по Его жилам, текла бы только для Него Самого.

Однако нужно было, чтобы кровь Христа, вытекая из ран, приносила жизнь вечную всем нам: «Ранами Его мы исцелились» (Исаия 53:5). Слава Богу за нашего Пасхального Агнца!

Виктор Крушеницкий, пастор, г. Аубурн, штат Вашингтон

Previous
Previous

Интервью с новым директором «Голоса надежды»

Next
Next

«Голос надежды» распространяет свой опыт