«По вере вашей да будет вам»
В Евангелии от Матфея описывается момент из жизни Иисуса Христа, когда Он вернул зрение слепым людям:
«Когда Иисус шел оттуда, за Ним следовали двое слепых и кричали: «помилуй нас, Иисус, сын Давидов!» Когда же Он пришел в дом, слепые приступили к Нему. И говорит им Иисус: веруете ли, что Я могу это сделать? Они говорят Ему: ей, Господи! Тогда Он коснулся глаз их и сказал: по вере вашей да будет вам. И открылись глаза их»
- (Евангелие от Матфея 9:27-29)
Если образно спроецировать этот эпизод и перенести его в наше время, то можно задаться вопросами: почему у одних людей духовные глаза закрыты, а у других открыты? Как вера людей влияет на социальную и экономическую жизнь? Почему многие не видят, что пророчество Христа, гласящее: «по вере вашей да будет вам» относится ко всему человечеству, дабы оно прозрело?
Размышляя над этими непростыми вопросами, необходимо заглянуть в историю развития нашей цивилизации.
«Уже несколько десятилетий назад было обращено внимание на одну закономерность. Если посмотреть на картину христианского мира, то нетрудно заметить, что самыми богатыми и развитыми в промышленном отношении странами являются страны протестантские: США, Швеция, Дания, Голландия, Швейцария, Германия, Англия (которая условно тоже может быть отнесена к протестантским странам) и др. Одновременно в этих же странах более устойчивые политические режимы, более демократические порядки. Социальная защищенность. Напротив, католические страны - Италия, Испания, Португалия, Ирландия, Франция в XVIII-XIX вв., не говоря уже о странах Латинской Америки, - в целом беднее, политические страсти в них постоянно накалены, режимы часто неустойчивы. Если распространить подобное сравнение на православные страны, то нетрудно заметить, что они, пожалуй, еще беднее католических, уровень демократических свобод в них самый низкий, революции самые жестокие, а накал антиклерикализма самый высокий»
- А. Борисов «Побелевшие нивы» стр.95
С момента зарождения Западно-Европейской Реформации, в начале 16 века, те страны, которые выбрали путь протестантизма стали более успешными в своем общественном и экономическом развитии. Что же нового привнесла эта эпоха, 500-летие которой мир отмечал в 2017 году? Реформаторы призывали к самостоятельному изучению и пониманию Священного Писания. Этому способствовало бурное развитие книгопечатания. Библия Гуттенберга стала доступной, и она во многом изменила представления людей о вере. Протестанты стали воспринимать Слово Божье, а не обряды традиционной церкви, как главный источник истины, основываясь на евангельском тексте молитвы Иисуса Христа:
«Освяти их истиной Твоею – Слово Твое есть истина»
- (Евангелие от Иоанна 17:17)
Реформаторы отказались от средневекового представления о тексте Библии как о шифровке, которая не может быть понята вне традиционного церковного толкования. Именно вера в очевидность Библии, вера в то, что Бог хочет нам открыть истину, а не скрыть ее, позволила Кальвину и Лютеру противопоставить свои нетрадиционные тогда толкования католическим. Как следствие этого, началось небывалое, характерное именно для новой истории раскрепощение человеческого разума. Начал меняться взгляд человека на самого себя, на свои способности, на весь окружающий мир и на свое место в нем.
Блаженный Августин, например, описывая свой взгляд на человека и природу, говорил о том, что ничего кроме грехов мы там не найдем, и этот взгляд в христианстве доминировал на протяжении более тысячи лет. Протестантизм же наоборот усматривает в природе и человеке отражение Славы Творца, и исследовать творение - это значит познавать Создателя.
«Воспитанный протестантизмом человек, по сравнению с человеком средневековья, более строго относился к моральным вопросам, упорнее трудился, был более самостоятелен, больше доверял своему разуму, был менее традиционен, больше открыт к будущему»
- А. Борисов «Побелевшие нивы» стр.103
С развитием реформации в европейских странах начали расшатываться феодальные иерархии и пошел процесс становления того, что мы сегодня называем гражданским обществом. Здесь мы подходим к очень важному явлению, которое можно назвать сохранением системы ценностей. Явление это состоит в том, что ценности, сформировавшиеся в эпоху становления той или иной нации, продолжают сохраняться, несмотря на всевозможные изменения социальных, экономических и политических условий.
Так, например, особенности американских протестантских церквей оказали большое влияние на отношение людей к социальной жизни, которое наблюдается и по сей день. Отсюда и множество благотворительных организаций, оказывающих поддержку нуждающимся. Также идея ценности социального успеха, юридического равенства, святости договора и закона продолжает сохраняться в Америке и в настоящее время.
В странах Скандинавии, где протестантизм занимает ведущее положение, сохраняются те же ценности, лежащие в основе жизни общества, которые сформировались еще во времена реформации. Так, например, идея юридического равенства основана на евангельском тексте:
«...вы знаете, что князья народов господствуют над ними и вельможи властвуют ими; Но между вами да не будет так, а кто хочет быть между вами большим, да будет вам слугою»
- (Евангелие от Матфея 20:25-26)
Именно равенство между всеми учениками Христа было одним из совершенно новых принципов, принесенных в мир Евангелием.
В XVII веке американские конгрегационалисты, составлявшие большинство среди христиан в колониях первых пионеров, осваивавших Америку, отнюдь не были терпимыми, например, к баптистам и квакерам. Однако сами условия жизни и религиозная установка большинства христианских переселенцев, покидавших Европу прежде всего именно ради религиозной свободы, привели к тому, что взаимная веротерпимость стала просто требованием жизни. Именно факт веротерпимости сделал возможным в 1800 году первый в мире случай мирного перехода власти от одной партии к другой в результате выборов в США.
Что еще повлияло на ускоренный путь развития в протестантских странах? Изменение отношения к труду, который ведет к социальному успеху. Труд, повседневная жизнь христианина становятся в протестантизме, особенно в кальвинизме, основной сферой, где можно увидеть проявления и результаты веры человека. Слова апостола Павла становятся реальностью жизни:
«Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию»
- (1 Коринфянам 10:31)
Плод труда - успех - приобретает особое значение. "Зарывать в землю таланты" - грех, так как в таком случае человек делает для славы Божией меньше, чем он может, а добросовестно трудиться и добиваться успеха – это путь спасения и долг христианина. Под воздействием библейского влияния сформировалась более эффективная протестантская трудовая этика. Подражая в жизни примерам из Священного Писания, христиане-протестанты, стремились строить отношения с Богом и ближними по принципу завета, договора, что наиболее способствовало развитию республиканской представительской формы правления, когда правительство - не господин, а слуга народу.
Протестанты проповедовали укрепление семейных отношений, подчеркивая, что сохранение брака и достойное воспитание детей являются долгом перед Господом. Радикально изменилось представление людей о благотворительности. В то время, когда в средневековье считалось, что бедные нужны для того, чтобы богатые могли спасать свои души, давая подаяния, в протестантской среде зародилось понятие общей социальной помощи ближнему. Известно, что первый приют для бездомных был открыт в протестантской Англии во времена королевы Елизаветы, в 16 веке.
«Мирская аскеза протестантизма со всей решительностью отвергала непосредственное наслаждение богатством и стремилась сократить потребление, особенно когда оно превращалось в излишества. Вместе с тем она освобождала приобретательство от психологического гнета традиционалистской этики, разрывала оковы, ограничивавшие стремление к предпринимательству, превращая его не только в законное, но и в угодное Богу (в указанном выше смысле) занятие»
- Макс Вебер «Протестантская этика и дух капитализма. Стр. 46
Эти примеры свидетельствуют о том, что
«История каждого народа идет по тому или иному пути, находясь в зависимости не только, от географических, этнографических и внешнеполитических факторов, но также в значительной мере от факторов религиозных. Нужно уважать веру людей, проявляя толерантность к любому вероисповеданию. Однако, от того, какая вера исповедуется тем или иным народом, и от того, как наставляется народ в этой вере, зависят избираемые народом практические формы правления, характер экономической деятельности, вся система нравственных ценностей, которыми народ живет в повседневной жизни, словом, зависит судьба всего народа и каждого отдельного человека»
- А. Борисов «Побелевшие нивы» стр. 106
Все это подтверждает истинность слов Христа, адресованных к людям во все времена: «По вере вашей да будет вам»!