Покорность – слабость или сила?
13. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти,
14. правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, —
15. ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, —
16. как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии.
— Первое послание Петра 2:13-16
Большинство людей жаждет освободиться от сковывающих уз подчинения и зависимости. С малых лет и до самой старости они восстают против тех, кто “учит их жить”. Быть покорным непопулярно, особенно в наше время, когда христианские постулаты о смирении перекрываются потоком фильмов, телепередач и книг, прославляющих культ силы и свободы, воспевающих супергероя, который никому и ничему не подчиняется на своем пути к победе. Эти идеи завораживают молодежь, как наиболее активную часть общества, которая стремится к безграничной свободе, но еще не представляет ее последствий. Махатма Ганди как-то сказал:
Не существует абсолютной свободы, так говорит Библия. Христос однозначно определил, что невозможно поклоняться двум Господам. Если человек не подотчетен Богу, то он не обретает свободу, а становится рабом князя мира сего.
«…Обещают им свободу, будучи сами рабы тления; ибо, кто кем побежден, тот тому и раб.»
— Второе послание Петра 2:19
Зрелая же христианская жизнь находится в полной зависимости от воли Божьей, она исполнена веры и упования на благую заботу Небесного Отца. Люди призваны к свободе во Христе. Мудрый человек всегда видит, как Господь осуществляет Свое руководство и покровительство. В Евангелии от Матфея повествуется о римском сотнике, который обратился к Иисусу с просьбой об исцелении слуги. Но вот что интересно, он говорил не только о слуге, но также о свободе и подчинении:
«... Сотник же, отвечая, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой; ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры»
— Св. Евангелие от Матфея, 8:8-10
Мы видим, что хотя сотник был и свободным человеком, он себя таковым не считал, так как он понимал, что подвластен тем, кто выше его. В человеческом обществе свобода ограничивается ответственностью, и нет абсолютной свободы ни для кого.
Давайте посмотрим на пример взаимоотношений Божественной Троицы. Наш Спаситель Иисус Христос, Сын Божий, подчиняется Богу Отцу. Все лица Троицы равны – Отец, Сын и Дух Святой есть три ипостаси Божьи. В результате воплощения Бог принял человеческий образ. Сын подчинил себя воле Отца Небесного. Отец Небесный усмотрел для нас искупление, и Сын заплатил за него жизнью. Иисус Христос, Сын Божий, покорился воле Отца. В Библии сказано:
«... тогда узнаете, что это Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой...»
— Евангелие от Иоанна, 8:28
Иисус, Которому дана «всякая власть» на небе и на земле (Матфея, 28:18), - пример покорности для нас. Он покорен Отцу, земным родителям и властям. Он «кроток и смирен сердцем».
Святой Дух подчиняется Богу Отцу и Сыну. Иисус возвестил ученикам, что, когда Он покинет их, Он не оставит их сиротами, но даст им Утешителя, Духа Истины.
«Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину; ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить что услышит и будущее возвестит вам»
— Евангелие от Иоанна, 16:13
Библия также показывает, какие следует иметь взаимоотношения между людьми. Так, например, мужья должны повиноваться Христу (1-е Коринфянам, 11:3), а жены - мужьям. Дети должны слушаться родителей. Неженатые, вдовы и разведённые должны подчиняться Богу, прислушиваться к родителям и духовным наставникам. Служащие должны подчиняться начальству. Каждый человек должен повиноваться высшим властям.
Священное Писание расставляет конкретные ориентиры для нас в вопросе подчинения и дает советы, предупреждая о том, что свобода без ответственности приводит к несчастьям и бедам. Покорность же в противоположность бунту во имя мнимой свободы, приносит мир и благодать. Не зря апостол Петр говорил:
«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа...»
— 1-е Послание Петра, 2:13
Апостол Павел также писал на эту тему:
«...повинуясь друг другу в страхе Божьем»
— Ефесянам, 5:21
Для многих людей покорность – это отрицательное, обидное слово. Однако, библейская покорность – это не слепое повиновение или боязливое согласие, но позиция духовной силы, упование на всемогущество Божье.
Учитывая ошибочность мирских воззрений, нам полезно знать, чем является покорность. Она не заискивает и не дрожит от страха, не подобострастна, не связана с деградацией и бесхарактерностью, не льстит и не манипулирует, не стремится к миру любым путем. Главный библейский принцип в данном случае следующий:
«Боязнь перед людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет безопасен»
— Притчи, 29:25
Однако, как поступить, если человека обижают несправедливо? Как быть, если невозможно уважать вышестоящее лицо? Что делать, если представитель власти или начальник требует, чтобы вы приняли участие в недостойном деле? Проявлять ли при этом покорность, все терпеть и ничего не делать, чтобы что-то изменить? В таком случае нужно знать, что мы не должны слепо подчиняться или делать то, что противоречит Слову Божьему.
«Должно повиноваться больше Богу, нежели человекам»
— Деяния, 5:29
Повиновение людям кончается там, где начинается нарушение Божьих нравственных принципов. Существуют установленные границы, основанные на Священном Писании. Не следует подчиняться, когда вас толкают на грех. Апостол Павел в Первом послании к Коринфянам выдвигает принцип, которым мы должны руководствоваться, он говорит:
«Будьте подражателями мне, как я Христу»
— 1-е Коринфянам, 11:1
На страницах Писания мы знакомимся с историей Сары, которая была благочестивой женой Авраама. Но была ли она права, когда вместе со своим мужем обманула египетского фараона (Бытие, 12:10-20), а затем – Царя Авимелеха (Бытие, 20:1-10)? Подобная ложь ведет к бесчестию и умаляет славу Божью.
«И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что ты с нами сделал? Чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают»
— Книга Бытие, 20:9
Порой мы призваны страдать, подчиняясь другим, но когда нас заставляют пренебречь нашими убеждениями и Божьими принципыми, мы должны отказаться и претерпеть последствия этого отказа. Это связано с огромной ответственностью и уверенностью в том, что мы действуем, повинуясь Духу Божьему, ибо в Библии сказано:
«Вразуми меня, и буду соблюдать закон Твой и хранить его всем сердцем»
— Псалом, 118:34
Когда человек проявляет покорность Богу, это свидетельствует не о слабости, а о силе. Во время борения в Гефсимании Иисус воскликнул:
«Впрочем не Моя воля, но Твоя да будет»
— Евангелие от Луки, 22:42
В этих словах таится огромная сила, помогающая нам полностью смириться пред Богом и осознать свою зависимость от Него.
Мирской разум говорит, что счастье приходит через освобождение от уз подотчетности, когда свобода в достижении личных желаний становится главной целью. Но для человека веры Богом определен иной путь. Покорность – жизненно важный принцип, установленный Создателем для всех, кто желает иметь подлинную свободу, способную принести плод полноценной жизни.