О спорте и о себе
Екатерина Антонюк, член Церкви АСД, мастер спорта международного класса, капеллан ХХ Зимних Олимпийских игр 2006 года (Турин, Италия)
Спорт для меня — это не только развитие физического потенциала, но в первую очередь демонстрация того, чего может достичь человек, созданный Творцом. Спорт — тяжёлый труд, но это и вознаграждение, когда ты видишь успехи и достигаешь мастерства. Более всего спорт развивает характер или даже созидает его. Он учит трудолюбию, формирует целенаправленность, решительность. Спорт привносит яркие краски в жизнь человека, делая её богаче и интересней. Думаю, без спорта жизнь была бы скучной. Неслучайно он сопровождает нас с глубокой древности...
К сожалению, в Англии, где я сейчас учусь, нет снега. Но когда мне случается оказаться там, где есть белый покров, и особенно если я вижу людей, катающихся на лыжах, то сразу прихожу в восхищение, оживляюсь и чувствую, как хочу очень быстро побежать. Во мне происходит взрыв энергии, рождается спортивная страсть. В таких случаях, когда удается побегать на лыжах, в голове постоянно присутствует мысль, что я тренируюсь или даже выступаю на соревнованиях. Находясь на лыжах, я по-настоящему наслаждаюсь гармонией тела, природой, движениями.
Больше всего люблю классический стиль, чем современный коньковый. Мои любимые дистанции — 5,10 и 30 километров (бег классикой).
Сейчас являюсь координатором по спорту и несу ответственность за всю спортивную деятельность в адвентистском колледже Ньюболд (Англия). Составляю расписание занятий в спортзале, организую тренировки по волейболу, футболу, баскетболу. Веду занятия в фитнес группах. Договариваюсь о различных спортивных встречах в Ньюболде, а также участвую в формировании различных команд на спортивные соревнования за рубеж. Провожу рекреационную деятельность для студентов, преподавательского состава и сотрудников.
В Ньюболде снега вообще нет, и зимние виды спорта здесь не популярны, — в основном, развит футбол и баскетбол. Некоторые из наших студентов выступают за местные клубы, играя в волейбол, футбол, баскетбол и бадминтон. Они занимались спортом в своих странах — вот почему в нашем учебном заведении появляются довольно хорошие спортсмены из полупрофессиональных команд. Многие студенты буквально наслаждаются спортом, и счастливы, что в Ньюболдском колледже есть спортивные программы. Молодые люди много времени посвящают атлетике, относятся к спорту очень серьёзно...
С 1991 по 1998 годы я была членом национальной сборной Беларуси по лыжным гонкам. Участвовала во многих международных соревнованиях. Например, была в составе Олимпийской сборной Беларуси на Зимних Олимпийских играх в Нагано (Япония, 1998 г.), боролась за Кубок мира, выходила на лыжню в различных марафонах, в том числе за звание чемпиона между Беларусью и Россией, посещала молодёжные чемпионаты.
Находясь недавно в Италии, я встретилась со своим бывшим тренером (он до сих пор тренирует сборную Беларуси). Он пригласил меня вернуться в сборную, сказав, что на этот раз суббота не будет проблемой, т.к. изменилась система тренировок и проведения турниров.
Тренер обратился ко мне со словами: «Ты ведь в самом расцвете сил». Кстати, он женат на моей подруге, тоже адвентистке, которая привела меня ко Христу. С девочками в команде у него договор: отпускать их в церковь, когда они этого захотят и есть возможность. Я очень серьёзно задумалась над предложением. И сейчас продолжаю молиться, вверяю свою судьбу Богу. Меня тянет в команду, потому что там хорошие люди и опытный тренер.
На XX Зимних Олимпийских играх было 8 международных капелланов и два итальянских. Одним из итальянских капелланов был адвентист, преподаватель физкультуры адвентистского колледжа Колонджь во Франции. Именно он организовал моё выступление в субботу в адвентистской церкви в Турине, где я встретила тоже адвентиста, с которым познакомилась ещё в Нагано. Он сотрудник крупнейшей американской телевизионной компании, освещавшей Олимпийские игры здесь, в Турине.
Я была официально приглашена на Зимние Олимпийские игры в Турин в качестве капеллана Международной спортивной христианской ассоциацией. В Олимпийской деревне у этой организации есть офис, и в нем два помещения, используемые для молитв и встреч. Одно помещение — для христиан. Здесь по расписанию встречались католики и православные. В другом помещении находились мусульмане и индуисты.
Сюда приходили спортсмены, но не так много, как мы ожидали, — то ли время для встреч было выбрано неудачно (когда все тренируются), то ли интерес к религии не столь велик. У меня с контактами не было проблем: вечером спокойно шла в команды — к тренерам и спортсменам, потому что знаю их лично. В основном, работала с русскоговорящими, но их было немного, не так как в Японии, где была одна Олимпийская деревня на всех. А здесь, в Италии, в нашей «деревне», находящейся в горах, жили лыжники и саночники. Некоторых спортсменов, которые жили и тренировались в другом месте, я тоже знаю, но просто физически не могла их часто посещать.
Памятна встреча в комнате у русских, когда они выиграли золотую медаль. Я держала эту медаль в руках. Еще одна девушка завоевала бронзу, и тоже было много радости. Общение оставило след в наших сердцах. Они задавали много вопросов о жизни и религии. Когда я впер вые увидела у них маленькие иконки, то сразу же заговорила о Боге. Девушка, которая выиграла бронзу, призналась: «А я в Бога верю, и всегда молюсь, особенно перед соревнованиями». Это была Евгения Арбузова Медведева. Вторая моя знакомая — Баранова. Я подарила им Новые Заветы (выпущенные специально для спортсменов), DVD диски с фильмом «Иисус». Девушки, конечно, верят в Бога, но никогда не читали Библию полностью. Они обрадовались подаркам: «С собой домой возьмём — будем читать». Они ведь после олимпиады будут готовиться к новым соревнованиям, и, несомненно, чтение Писания обогатит их внутренний мир и даст силы. Я отвечала на их многочисленные вопросы, на прощание подарила ещё и открытки, на которых написала строки пожелания из Книги Псалмов. Они меня спрашивали, что такое псалмы. Тогда я открыла им Библию и показала, где находятся псалмы, объяснила, из чего состоит Книга книг — ведь у них в руках на тот момент был только Новый Завет, который я им подарила.
В Белорусской команде ощущалось более тесное общение. Мы вместе смотрели христианские фильмы и спортивные киноленты, в которых женщины христианки, завоевавшие медали на крупных соревнованиях, рассказывали о своей вере. Почти всем членам команды я подарила Библии. Много беседовали, и вместе, и лично с каждым. С одной девушкой мы были как родные сестры. Ее евангельское служение в команде принесло добрые плоды, так как спортсмены и тренеры через эту сестру знакомились с религиозной литературой, видеокассетами. Мы с ней много молились вместе. Она была рада, что я рядом с ней, могла ее поддерживать, что-то объяснять, молиться за неё.
У меня была официальная аккредитация, и я могла свободно перемещаться там, где жили спортсмены. Нам выдали форму: олимпийская байка — красивая, оранжевая с кольцами и утеплителем, куртка со штанами, шапка, перчатки и рюкзак.
Меня спрашивают: ощущалось ли в Италии католическое главенство? На Олимпийскую деревню, имеющую свой уклад жизни, оно не влияло. Правда, в нашем центре был католический священник из Рима, но он очень активно участвовал в наших богослужениях, пел и исследовал с нами Библию.
На этой олимпиаде, к сожалению, было немало организационных недоработок. Все делалось в последний момент, наспех. Не было четкости и пунктуальности, как, скажем, в японском городе Нагано. Но, в принципе, это можно считать нормальным, если учесть, какой огромный объем работ был выполнен. Питание предлагалось для работников и спортсменов отдельно. Я ходила кушать со спортсменами. Для них, конечно, выбор блюд был довольно большой, но все равно и он не удовлетворял многих, и частенько слышалось, что японская олимпиада в этом смысле была лучше всех.
Капелланы были из разных стран. Запомнились сноубордист из Швейцарии и Австрии. Все капелланы — бывшие спортсмены профессионалы. Из Швеции приехал директор спортивного служения, бывший хоккеист, американец. В нашей деревне жил капеллан канадец (кажется, баптист по вероисповеданию), он был действующим тренером команды Коста Рики. Два спортсмена служителя приехали из Англии.
Основная Олимпийская деревня была в Турине, где концентрировался почти весь спорт на льду. Во второй «деревне» в капелланскую группу входили два канадца, австриец, швейцарка и я. Все знали, что я — адвентистка. Трое капелланов были харизматами. Все относились ко мне очень хорошо, но назойливо интересовались, почему я оставила спорт в расцвете сил, когда все мои соперницы сверстницы продолжают успешно бегать на лыжах. Я им рассказала причину ухода — конфликт с четвертой заповедью. Они очень удивились этому. Интересно, что накануне два харизмата (девушка и парень) уже задавали вопросы о субботе и важности ее соблюдения. А когда я поведала им о своем опыте, они задумались. Молодой парень (сноубордист, австриец) был женат на участнице Олимпийских игр в Сиднее (прыжки в воду с вышки). Ему понравился мой рассказ о субботе, и он сказал: «Наверное, я и жена тоже будем чтить этот день». Потом капелланы постоянно желали мне хорошей субботы, а этот парень сноубордист заинтересовался еще и питанием адвентистов. Однажды подошел ко мне и говорит: «Я жене рассказал о субботе и здоровом питании. Ты, пожалуйста, дай нам почитать книги на эти темы». Неоднократно он задавал всякие богословские вопросы, спрашивал совета, как будто я всё знаю.
Капелланы часто беседовали не только со спортсменами, но и друг с другом. Мы постоянно ездили вместе. Я благодарна всем за уважительное отношение ко мне и моей Церкви. В мусульманском центре, например, мне довелось встретиться с человеком, с которым состоялся интересный и задушевный разговор, а в конце встречи я подарила этому стороннику ислама Библию, а он мне — Коран. Побывала я и на богослужении у мормонов, мы вместе изучали Библию.
Были ли ко мне особые просьбы от спортсменов? Были. Несколько раз просил помолиться за удачное выступление верующий американец-бабслеист. Более того, он нуждался в молитвах о том, чтобы мог проповедовать о Боге среди коллег.
На олимпиаде я неоднократно встречалась и беседовала с разными тренерами. Разговаривала с наставником мужской российской команды (мы с ним были знакомы ещё до того, как он стал тренером). Русская команда всегда считалась «звездой», на этих спортсменов все смотрят с интересом. И вот однажды сижу я в столовой с девушками из Белоруссии, а рядом оказался этот тренер. Обычно к людям такого ранга обращаются по имени отчеству, а у меня от радости вырвалось: «Привет, Юра!» Он к нам подсел, и мы общались как старые друзья. Юрий рассказал, как его ученик выиграл «золото» и «серебро». В конце беседы я его спросила: «А в Бога ты веришь?» Он ответил: «Ну, в общем то, конечно, верю». И добавил: «Ты молись за наших ребят».
Просили молиться за спортсменов и другие тренеры, особенно белорусские. Прихожу я как то к знакомому тренеру, а он читает «спортивный» Новый Завет. Увидел меня и говорит: «Первый раз взял в руки эту книгу. Много непонятного — ты объясни». И посыпались вопросы...
Перед отъездом на олимпиаду члены церкви в Ньюболде собрали деньги на мою поездку. Меня бесплатно снабдили газетами и журналами, книгами, буклетами религиозного содержания, чтобы я могла передать все это спортсменам. Я даже выступала перед братьями и сестрами, обещала им, что сделаю все возможное для распространения евангельской вести.
И вот теперь, имея богатые духовные опыты, буду рассказывать собратьям о людях, которым Бог дал особые способности — быть сильными, выносливыми, волевыми. Я счастлива, что после моих молитв и встреч многие из спортсменов поняли, откуда у них эти силы.
Я всегда просила Господа, чтобы Он был рядом со мной Духом Святым, потому что сложно идти к людям и рассказывать им о Христе. Особенно это проблемно, когда работаешь с самодостаточными «звездами» спорта, — им ничего не надо, у них всё получается. Я много молилась, когда шла к российским спортсменкам, уже завоевавшим медали. И тут встретилась с девушкой, с которой раньше бегала на лыжах. Она сама подошла ко мне, тепло заговорила. Это была Баранова. Кстати, она потом выиграла медаль. Я поинтересовалась ее жизнью. У нее есть семья, и она предложила прийти к ней и посмотреть фотографии. Когда я пришла, её не было, а была Арбузова. Я Евгению знала давно, но мы никогда не были друзьями. И вдруг она радостно говорит, как близкой подруге: «Ой, заходи, заходи!» Накануне Арбузова завоевала бронзовую медаль, была, так сказать, в зените славы, но вела себя очень просто. Евгения быстренько организовала чай, и мы с ней душевно побеседовали. Она показала свою медаль, у нас установились самые добрые отношения.
А Баранова в тот день пришла перед самым ужином, мы общались с ней очень короткое время, посмотрели всего несколько фотографий.
Позже мне хотелось вернуться в эту уютную комнату, внимательнее посмотреть другие фотоснимки, поговорить.
Сижу в столовой и молюсь об этом. И вдруг они приходят вместе (обычно в силу объективных причин девушки кушали в разное время). Сразу сели к нам за стол. Потом я говорю: «Девчонки, как бы с вами сфотографироваться?» А они в ответ: «Пошли к нам в комнату — с медалями будем фотографироваться».
Теперь у меня есть памятное фото и хорошие подруги.
Что значило для меня быть капелланом? Я считала, что не обязательно надо постоянно рассказывать только о религии, тем более о своей конфессии. Важно, чтобы спортсмены видели, что я приехала быть рядом, поддерживать, молиться, снимать стрессы, возрождать надежду.
Бог необычным образом устраивал мне подобные встречи несколько раз, в том числе и с итальянскими «звездами». Потом я близко познакомилась со спортсменами из Казахстана, Украины. Господь в нужный момент открывал любые двери. У меня даже была возможность долго находиться в одной из команд, потому что ездить к ним было очень далеко — два с половиной часа в один конец через горы на разных автобусах. Эти спортсмены одели меня в свою форму «для конспирации», я вместе с ними каталась на лыжах там, где и олимпийские «звезды». Впрочем, «звезды» — это весьма условно. Настоящие звезды находятся на небе, где вершит человеческими судьбами Великий Бог.