Back to All Events

Урок 1 - Послание к евреям и к нам

В эти последние дни: послание к евреям
Субботняя Школа 2022 - 1 квартал

Библейские отрывки для исследования: Евр.2.3-4; 3.12–14; 13.1–9,13; 1Петр.4.14,16; Евр.2.3-4; 3.12–14; 13.1– 9, 13; 1Петр.4.14,16; 3Цар.19.1–18; Числ.13.

«Терпение — вот что вам нужно, дабы, исполнив волю Божию, получить обещанное.»

ЕВРЕЯМ 10:36 (ИПБ)

Вы когда-нибудь представляли себе, какая это честь — услышать проповедь Иисуса или одного из апостолов? У нас есть письменные отрывки и краткие обзоры некоторых их проповедей, но они дают лишь ограниченное представление о том, каково было услышать их вживую. Однако Бог сохранил в Священном Писании по крайней мере одну полную проповедь для нас — Послание апостола Павла к евреям.

Павел назвал свое письмо «словом увещания» (Евр.13.22). Это выражение использовалось для обозначения проповеди как в синагоге (см. Деян.13.15), так и во время христианского богослужения (см. 1Тим.4.13). Поэтому можно утверждать, что Послание к евреям — самая ранняя полная христианская проповедь, которая у нас есть. Это послание было адресовано верующим, которые приняли Иисуса, но затем столкнулись с трудностями. Некоторых публично оскорбляли и преследовали (см. Евр.10.32–34). Другие переживали финансовые проблемы

(см. Евр.13.5-6). Многие устали и начали сомневаться в своей вере (см. Евр.3.12-13). Знакомо ли это нам сегодня?

Однако в своей воодушевляющей проповеди апостол призывал их (а в более широком смысле и нас) сохранять стойкость в вере и устремлять свои взоры на Иисуса, ныне пребывающего в небесном святилище.

 

Воскресенье. Славное начало

Чтобы понять Послание к евреям и применить его к себе, нам нужно понять историю данной группы верующих и их положение, когда они получили от апостола эту проповедь.

Прочтите тексты Евр.2.3-4. Каким был опыт еврейских слушателей, когда они впервые обратились в христианство? Что способствовало укреплению их веры?

Этот отрывок подразумевает, что слушатели Послания к евреям не слышали проповедей Самого Иисуса. Они получили Евангелие от других «евангелистов», возвестивших им весть о «спасении».

Павел также говорит, что евангелисты «утвердили» в них Благую весть и Сам Бог явил свидетельство «знамениями и чудесами, и различными силами». Это означает, что Бог подтвердил Евангелие видимыми знамениями и другими проявлениями Своего могущества, в том числе «раздаянием Духа Святого». В Новом Завете говорится, что такие знамения, как чудесные исцеления, изгнание бесов и излитие духовных даров, часто сопровождали проповедь Евангелия в новых местах. В период образования христианской церкви Господь излил Свой Дух на апостолов в Иерусалиме, чтобы они могли провозглашать Евангелие на ранее неизвестных им языках и творить чудеса (см. Деян.2, 3). Согласно книге Деяния апостолов, Филипп совершал подобные чудеса в Самарии (гл. 8), Петр — в Иоппии и Кесарии (гл. 9,10), Павел на протяжении всего своего служения — в Малой Азии и Европе (гл. 13–28). Эти могущественные проявления были видимым свидетельством, подтверждающим весть о «спасении», весть об установлении Царства Божьего, о спасении от грехов и власти злых сил (см. Евр.12.25–29).

Святой Дух дал первым христианам уверенность в том, что их грехи прощены. Поэтому они не боялись суда, их молитвы были дерзновенными и уверенными, а религиозный опыт радостным (см. Деян.2.37–47). Дух также освободил порабощенных злыми силами, что было убедительным доказательством превосходства силы Бога над силами зла и свидетельствовало, что в их жизни наступило Царство Божье.

Какова история вашего обращения? Каким образом вы утвердились в своей вере в Иисуса Христа как своего Спасителя и Господа? Почему важно и полезно вспоминать, как мы пришли к Богу?

 

Понедельник. Борьба

Когда верующие исповедали свою веру во Христа и присоединились к церкви, они установили пограничный знак их отличия от остального общества. К сожалению, это стало источником конфликта, поскольку неявно осуждало окружающее их общество и его ценности.

Прочитайте Евр.10:32–34; 13:3. Какие сложности испытали слушатели Послания к евреям после своего обращения?
Перечислите сложности и страдания, которые вы лично претерпели, последовав за Иисусом?

Очень вероятно, что читатели Послания к евреям морально и физически пострадали от рук толпы, возбужденной противниками (см. Деян.16:19–22; 17:1–9). Верующих бросали в тюрьмы и не исключено, что их также избивали, поскольку правители зачастую могли одобрять наказание и заключение в тюрьму без соблюдения соответствующих правовых норм (см. Деян.16:22-23).

Прочитайте Евр.11:24–26 и 1Петр.4:14,16. Как опыт Моисея и читателей Первого послания Петра помогает нам понять, почему верующие христиане подвергались гонениям?
Исходя из прочитанных стихов, какие преимущества обнаруживают для себя христиане в страданиях за свою веру?

Нести «поношение Христово» означало назвать себя христианином и перенести позор и оскорбления, которые подразумевало это звание. Общественная неприязнь к христианам была следствием их особых религиозных убеждений. Окружающих могут оскорбить религиозные обряды, которых они не понимают, или люди, образ жизни и мораль которых заставляют других чувствовать себя виноватыми или пристыженными. В середине первого века нашей эры древнеримский историк Тацит считал христиан виновными в «ненависти к роду человеческому» (Тацит. Анналы XV.44.1). Какой бы ни была точная причина этого безусловно ложного обвинения, многие ранние христиане, как и адресаты Павла, страдали за свою веру.

Страдают все люди — и христиане, и нехристиане. Но что значит страдать за Христа? Сколько страданий, с которыми сталкиваемся, мы переносим за веру во Христа, а сколько из них — следствие наших решений?

 

Вторник. Изнеможение

Читатели Послания к евреям успешно сохранили свою веру и преданность Христу, несмотря на отвержение и гонения. Однако борьба повлияла и на них. Они верно сражались и победили, но все же истощились в этой борьбе.

Прочитайте тексты Евр.2:18; 3:12-13; 4:15; 10:25; 12:3,12-13; 13:1–9,13. С какими трудностями сталкивались верующие?

Послание к евреям сообщает, что читатели продолжали испытывать трудности, они подвергались словесным и, вероятно, другим нападкам (см. Евр.13:13). Некоторые верующие все еще находились в тюрьме (см. 13:3), и это могло истощить церковь в финансовом и психологическом плане. Они ослабели (см. 12:12-13) и легко могли «изнемочь» (см. 12:3).

Это свойственно и отдельным личностям, и коллективам: когда проходит азарт победы, психологические и другие виды защиты ослабевают, поэтому люди становятся более уязвимыми для нападения со стороны своих врагов. Во второй раз сложнее собраться с прежними силами, чтобы противостоять надвигающейся угрозе.

Прочитайте 3Цар.19:1–4. Какие переживания испытал Илия сразу после своей победы на горе Кармил?

«Но часто твердая вера и блестящие успехи сменяются чувством сомнения. В таком положении оказался и Илия. Он опасался, что начавшееся на Кармиле пробуждение не продлится долго, и отчаяние охватило его. Под защитой Всевышнего он выдержал жесточайшие испытания веры, но в этот час отчаяния, когда угрозы Иезавели раздавались в его ушах и казалось, что сатана одержит над ним победу благодаря заговору этой нечестивой женщины, он утратил надежду на Бога. Его вера достигла наивысшей точки, но последующая реакция была ужасна. Забыв Бога, Илия все бежал вперед, пока наконец не оказался в пустыне один» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 161).

Подумайте о тех временах, когда вы потерпели неудачу в своей христианской жизни, и попытайтесь понять обстоятельства и причины, которые способствовали этому. Что бы вы могли сделать по-другому?

 

Среда. Сплотитесь

Что апостол посоветовал своим читателям с учетом их ситуации? Какие уроки мы можем извлечь из Послания к евреям? Как Бог помог Илии оправиться от разочарования?
Прочитайте 3Цар.19:5–18. Что сделал Бог для восстановления веры Илии?

История взаимоотношений Бога с Илией после Кармила вызывает глубокий интерес, ибо открывает нежную заботу и мудрость, с которыми Бог служит находящимся в беде и борющимся за восстановление веры. Господь многое сделал для Илии. Во-первых, Он позаботился о физических потребностях пророка: накормил его и дал отдохнуть. Затем в пещере ласково упрекнул его: «Что ты здесь, Илия?» — и помог ему глубже понять, как Он действует и выполняет Свои цели. Бог явился ему не в бушующем ветре, землетрясении или огне, а в тихом веянии ветра. Затем Он поручил Илии работу и успокоил его.

Прочитайте Евр.2:1; 3:12–14; 5:11–14; 10:19–25. Перечислите советы, которые апостол дает в этих текстах верующим для укрепления их веры:

В Послании к евреям мы можем найти несколько наставлений, которые апостол дал читателям, чтобы помочь им обрести первоначальные силу и веру. Один из подчеркнутых Павлом вопросов — забота о физических нуждах единоверцев. Он предлагает проявлять гостеприимство и навещать узников, что подразумевает удовлетворение их нужд. Апостол призывает своих читателей к щедрости, помня, что Бог не оставит их (см. Евр.13:1–6). Павел также обличает их и ободряет. Он предостерегает верующих, чтобы они не отпали (см. 2:1), не имели «сердца лукавого и неверного» (3:12), и призывает их возрастать в вере (см. 5:11–6:3). Он также отмечает важность постоянного посещения церковных собраний (см. 10:25). Подводя итог, апостол предлагает читателям сплотиться, ободрять друг друга, проявлять любовь и творить добрые дела. Он также возвышает Иисуса и Его служение в небесном святилище (см. 8:1-2; 12:1–4).

 

Четверг. Последние дни

Прочитайте Евр.1:2; 9:26–28; 10:25, 36–38; 12:25–28. Как в этих стихах апостол описывает время?

Апостол упоминает важный момент, подчеркивающий безотлагательность его увещевания: читатели живут в«последние дни» (Евр.1:2) и обетования вот-вот исполнятся (10:36–38).

Учитывая время, в которое сегодня мы живем, какие духовные советы вы дали бы: своим детям, своей церкви, неверующим, себе?

Интересно, что на протяжении всего послания Павел сравнивает своих читателей с поколением пустыни, которое стояло прямо перед границей Ханаана и было готово войти в Землю обетованную. Апостол напоминает своим читателям: «Ибо еще немного, очень немного, и Грядущий придет и не умедлит» (Евр.10:37). А затем ободряет их: «Мы же не из колеблющихся на погибель, но стои́м в вере к спасению души» (ст. 39). Это последнее увещевание напоминает читателям и нам об опасностях, которые угрожают народу Божьему перед самым исполнением Божьих обетований.

Именно об этом говорит книга Числа. Библейское повествование гласит, что дважды прямо перед входом в Землю обетованную Израиль терпел серьезные поражения. Первый случай, записанный в главах 13 и 14 книги Числа, был связан с сомнениями, распространенными несколькими вождями, которые и привели к падению веры Израиля. В результате собрание решило назначить нового вождя и вернуться в Египет как раз в тот момент, когда они уже почти вошли в Ханаан.

Во второй раз израильтяне увлеклись блудодеянием и поклонением Ваал-Фегору (см. Числ.24-25). Хотя Валаам не смог проклясть израильтян, сатана использовал сексуальные искушения, чтобы привести Израиль к ложному поклонению и греху и навлечь на народ гнев Божий.

Апостол Павел предостерегает читателей Послания к евреям от обеих опасностей. Во-первых, он увещевает их твердо держаться исповедания своей веры и устремлять взоры только на Иисуса (см. Евр.4:14; 10:23; 12:1–4). Во-вторых, Павел настраивает их против безнравственности и корыстолюбия (см. 13:4–6). Наконец, он призывает их помнить своих наставников и повиноваться им (см. 13:7,17).

Мы знаем: как только спасенные закроют глаза в смертном сне, следующее, что они увидят, — Второе пришествие. Учитывая адвентистское понимание состояния мертвых, почему можно утверждать, что все люди живут в «последние дни»?

 

Пятница. Для дальнейшего исследования

Профессор Нового Завета Дэвид де Сильва объясняет, почему первые христиане подвергались гонениям: «Христиане приняли такой образ жизни... который считался антиобщественным и даже вредительским. Верность богам, выражавшаяся в ревностном участии в жертвоприношениях и подобных ритуалах,

рассматривалась как символ верности государству, властям, друзьям и семье. Поклонение божествам было чем- то вроде символа преданности отношениям, поддерживающим стабильность и процветание общества. Воздерживаясь от поклонения им, христиане (как и евреи) вызывали подозрения, их считали потенциальными нарушителями законов и враждебными элементами внутри империи» (Perseverance in Gratitude, с. 12.)

«Для разочарованных существует надежное лекарство — вера, молитва и труд. Вера и работа вселяют в душу человека растущие изо дня в день уверенность и удовлетворение. Вас одолевают мрачные предчувствия или полнейшее отчаяние? В самые беспросветные минуты жизни не бойтесь. Сохраняйте веру в Бога. Он знает вашу нужду. Он всесилен.

Он неутомим в Своей безграничной любви и сострадании. Не опасайтесь того, что Он не исполнит Своего обетования. Он — вечная истина. Он никогда не нарушит завета, который заключил с любящими Его. Он поможет Своим верным рабам в той мере, в какой это необходимо им. Апостол Павел свидетельствует: „Но Господь сказал мне: „довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи“... Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа, ибо, когда я немощен, тогда силен“ (2 Кор. 12:9, 10)» (Э. Уайт. Пророки и цари, с. 164, 165).

Вопросы для обсуждения:

  1. Возможно ли оставаться «другими» из-за нашей преданности Христу и при этом не быть обвиненными в «отгораживании» себя от других и пренебрежении к ним? Если да, то как?

  2. Слово «увещевать» означает «уговаривать, советуя и убеждая», «просить», «взывать», «наставлять». Как мы используем весь спектр значений этого слова, чтобы поддержать павшего духом человека?

  3. Какие сходства вы находите между опытом читателей Послания к евреям и опытом Лаодикийской

    церкви из Откр.3:14–22? В чем наш опыт сегодня, две тысячи лет спустя, похож на их опыт и чему это нас учит?

  • Библейские отрывки для исследования: Евр.2:3-4; 3:12–14; 13:1–9, 13; 1Петр.4:14,16; 3Цар.19:1–18; Числ.13.

    Часть I. Обзор

    Послание апостола Павла к евреям было адресовано раннехристианской церкви. На авторство Павла указывает включение данного послания в число Павловых посланий в греческих рукописях. В самых ранних дошедших до нас рукописях, датируемых около 200 г. н. э., Послание к евреям размещено сразу после Послания к римлянам.

    Послание к евреям начинается не так, как большинство посланий (см. Евр.1:1–3). В нем не указаны автор, адресат, приветствие и благодарность (ср. с Филип.1:1–11). Однако заканчивается оно так же, как и обычное письмо. В конце Павел дает наставления своим слушателям: «Прошу вас, братия, примите сие слово увещания; я же не много и написал вам» (Евр.13:22). Он также приветствует церковь и ее руководителей: «Приветствуйте всех наставников ваших и всех святых» (13:24). В заключение он добавляет прощальное пожелание: «Благодать со всеми вами. Аминь» (13:25). Таким образом, в свете указанных отличий, можно сказать, что Послание к евреям — необычное послание.

    На этой неделе мы подробно рассмотрим три темы: жанр послания, его адресатов и значение фразы «последние дни», в которые жили читатели данного послания.

    Часть II. Комментарий

    Жанр послания к евреям

    Послание к евреям написано в жанре христианского наставления или проповеди. Какие особенности этого послания дают основание рассматривать его именно как проповедь?

    Во-первых, Павел характеризует свое письмо как «слово увещания» (Евр.13:22), которое скорее означает устную речь. То же выражение используется в книге Деяния, когда во время своего первого миссионерского путешествия Павел и Варнава в субботу посетили синагогу в Антиохии Писидийской и руководители синагоги

    спросили их, есть ли у них «слово наставления к народу» (Деян.13:15). Павел встал и произнес проповедь о спасении, записанную в Деян.13:16–41.

    Во-вторых, Послание к евреям использует местоимение множественного числа от первого лица (мы / нас / наш), что позволяет говорящему соотносить себя со своей аудиторией, одновременно утверждая свой авторитет.

    В-третьих, в тексте послания есть несколько упоминаний о разговоре и слушании (а не о письме и чтении). Рассмотрим следующие примеры: «...о которой говорим» (Евр.2:5); «о сем надлежало бы нам говорить много; но трудно истолковать, потому что вы сделались не способны слушать» (5:11); «хотя и говорим так» (6:9); «главное же в том, о чем говорим, есть то» (8:1); «и что еще скажу?» (11:32) (курсив добавлен).

    В-четвертых, во всем послании чередуются повествование и назидание. Оратор греко-римского периода использовал бы такой прием, чтобы полностью высказать свою позицию, не теряя при этом внимания слушателя. Этот ораторский прием помогает нам легко определить закономерности чередования в Послании к евреям. Можно заметить, что изложение в 1-й главе послания непосредственно переходит к увещеванию в Евр.2:1–4. Аргументы в Евр.2:5–18 превращаются в практические рекомендации в Евр.3:1. Обсуждение в Евр.3:2–6 начинается выводом «итак», которое, в свою очередь, переходит в наставление в Евр.3:7–13. Повествование в Евр.3:14–19 продолжается в Евр.4:1, в то время как изложение в Евр.4:2–10 находит продолжение в Евр.4:11–16, и т. д.

    В-пятых, манера, в которой Павел поднимает ту или иную тему, также говорит в пользу устной формы изложения, с помощью которой и создается общее воздействие послания. Эти темы он полностью развивает позже. Например, отношения Иисуса с людьми, о которых говорится в Евр.2:14–18, становятся главной темой в Евр.5:1–10. Вера Иисуса, описанная в Евр.3:1–6, изложена в Евр.12:1–3. Его роль как Первосвященника (см. Евр.4:14; 5:1–10) более полно раскрывается в Евр.7:1–9,28.

    Таким образом, рассматривая Послание к евреям как «слово увещания», мы неизбежно приходим к следующему выводу: оно было изначально задумано как проповедь. Также в послании есть и другие элементы, которые подтверждают данное заключение: 1) характерное использование местоимения множественного числа от первого лица, 2) упоминание слушания и говорения, 3) чередование повествований и назиданий, а также 4) манера, в которой Павел тонко вводит новые темы, а затем развивает их.

    Вопрос для размышления

    • Где еще в Библии или в Новом Завете есть записанные проповеди и как они соотносятся с Посланием к евреям? Что общего в этих проповедях с Посланием к евреям, а в чем отличие?

    Читатели послания к евреям

    Точно определить читателей данного послания невозможно, потому что в послании отсутствует обычное для писем вступление, в котором указывался адресат. Но что можно сказать с уверенностью, так это то, что послание предназначено христианам. Это очевидно из того, что Павел призывает их держаться своего исповедания: «Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего» (Евр.4:14; смотрите также Евр.10:23). Были ли адресаты христианами-евреями, христианами-язычниками или смешанной аудиторией, неизвестно. В послании не упоминаются ни евреи, ни христиане. В нем также не упоминается обрезание или Иерусалимский храм. Скорее всего, аудитория послания была смешанной. Таким образом, название «к евреям» — это лишь предположение об адресатах этого послания. Независимо от происхождения важно то, что эта группа людей принадлежала к «народу Божиему» (Евр.4:9).

    Послание адресовано сообществу христиан, которые, очевидно, пережили по крайней мере три этапа в своем становлении.

    Первый этап — благовестие, проводимое теми, кто лично слышал Христа (см. Евр.2:3). Этот этап сопровождался Божьими знамениями, чудесами и раздаянием Святого Духа (см. 2:4). Те, кто принял Христа на этом этапе, относились к ряду «просвещенных, и вкусивших дара небесного, и соделавшихся причастниками Духа Святого, и вкусивших благого глагола Божия и сил будущего века» (6:4, 5). Благодаря такому опыту собралось отдельное сообщество, которое неизбежно отличалось от внешнего мира.

    Второй этап характеризовался внешним преследованием, в то время как внутри общины сохранялось единство (10:32, 33). Преследования были ужасно жестоки, тем не менее Павел вспоминает, что его слушатели «расхищение имения... приняли с радостью» (10:34). Однако такие ожесточенные преследования в течение длительного периода времени могут привести к усталости, сомнениям и изнеможению.

    Именно это состояние и переживали слушатели Павла на третьем этапе. Вот почему Павел произносит такую страстную проповедь. Он хочет ободрить, наставить и предостеречь свою аудиторию. Он предупреждает их, чтобы они «не отпали» (2:1), потому что он желает, чтобы никто «не отступил от Бога живого» (3:12) и «чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность», как это сделало поколение исхода (4:11). Павел призывает своих слушателей не отступать, но идти вперед. Тем не менее он понимает, что им «нужно молоко, а не твердая пища» (5:12). Более того, похоже, что его адресаты пренебрегают «собрания своего, как есть у некоторых обычай» (10:25). Павел призывает своих слушателей не отказываться от своего упования, потому что им «предстоит великое воздаяние» (10:35).

    Подводя итог, можно сделать вывод, что аудитория Послания к евреям состояла из христиан, которые сначала прошли этап восторженного знакомства с Благой вестью, затем этап жестоких гонений и, наконец, были настолько утомлены и разочарованы, что Павел опасался за их спасение в вечности. Помочь им пережить данный этап духовного уныния и было целью энергичной проповеди Павла.

    Вопросы для размышления

    • Вспомните жизнь вашей церкви. Проанализируйте, на каком этапе сейчас находитесь вы в своем христианском опыте по сравнению с читателями Послания к евреям. Хотели бы вы пострадать до такой степени, что с радостью согласились бы с разграблением своего имущества?

    • Христос указал на то, что церковь в Эфесе потеряла свою первую любовь (см. Откр.2:4). Подобное наблюдение можно было бы сделать и в отношении слушателей Послания к евреям, чей духовный пыл ослабевал по мере того, как усиливались и росли их страдания. Каковы последствия такой потери?

    «В последние дни сии»

    Наиболее полное и убедительное обращение Бога к человечеству происходит через Иисуса, Сына, «в последние дни сии» (Евр.1:1-2). Эти «последние дни» начались с воплощения Христа и закончатся Его Вторым пришествием, когда Его враги станут «подножием» Его ног (1:13). Бог говорил не только через Иисуса «в последние дни сии», но также через Его жизнь, и особенно через Его смерть, воскресение и вознесение. Вот почему и слушатели Послания к евреям, и мы «должны быть особенно внимательны к слышанному, чтобы не отпасть» (2:1).

    Вопрос для размышления

    • Стих в Евр.2:1 по-разному передан в разных переводах: «чтобы не отпасть» (Син. пер.), «не то нас снесет течением» (РБО), «чтобы не сбиться с пути» (ИПБ). Какой смысл передают эти метафоры?

    Часть III. Практическое применение

    Когда Бетховену было пять лет, он начал играть на скрипке под наставничеством своего отца. К тринадцати годам он уже был придворным органистом. В свои двадцать лет он учился у таких известных музыкантов, как Гайдн и Моцарт. По мере развития своих навыков, Бетховен стал плодовитым композитором. Его увлечение музыкой привело к появлению нескольких величественных симфоний, нескольких концертов для фортепиано и множества произведений камерной музыки. Его любовь к музыке побуждала его к дальнейшим музыкальным достижениям. Однако Бетховену не были чужды и трудности. В возрасте двадцати шести лет он начал терять слух. Когда ему исполнилось пятьдесят, Бетховен был полностью глухим. Только представьте, что это значило для него как для музыканта!

    Поставьте себя на место слушателей Послания к евреям. На пике вашего христианского энтузиазма случается неожиданная катастрофа. Как бы вы тогда восприняли увещевания Послания к евреям?

Подпишитесь на наш YouTube канал:

Previous
Previous
December 20

Похороны Ванды Костюк

Next
Next
December 25

Субботнее Богослужение - Рождество для меня иллюзия или реальность?