«Не судите, да не судимы будете» или грех предубеждения
Современные события красноречиво показывают, что уровень нетерпимости и агрессии во всем мире сегодня повышается, разногласия среди народов увеличиваются. Противостояние Востока и Запада, борьба христианской цивилизации и мусульманского мира, межнациональные конфликты и религиозная нетерпимость, - это лишь несколько примеров из череды мировых конфликтов. Все они являются рефлексией настроений агрессии, которая проявляется в обычной жизни простых людей. В чем причина подобного поведения, кто или что стоит за этим?
Среди многих факторов, влияющих на данную ситуацию, можно отметить один из главных – предубеждение. Вот, к примеру, некоторые синонимы слова «предубеждение»:
Фанатизм – нетерпимое отношение или действия, направленные на неприемлемого для нас человека или на что-то, не согласующееся с нашим собственным мнением.
Дискриминация – предвзятость, недоброжелательное отношение или действия по отношению к определенной категории людей.
Все это проявляется во враждебном отношении к другим в зависимости от расы, пола, национальности, религии, образования, рода занятий, уровня дохода и т.д.
Как правило, личности, склонные к предубеждению, отличаются чрезвычайным консерватизмом, а порой и просто диктаторскими наклонностями, агрессивностью, недоверчивостью, отсутствием уважения и любви к ближнему. Об этом красноречиво написал в свое время апостол Павел в послании к Титу:
«Ибо и мы были некогда несмысленны, непокорны, заблудшие, были рабы похотей и различных удовольствий, жили в злобе и зависти, были гнусны, ненавидели друг друга»
— Послание к Титу, 3:3
В чем кроется причина подобного поведения как индивидуума, так и целых человеческих сообществ и стран? Основная причина скрыта в представлении о том, что некоторые из нас созданы более совершенными, чем другие. И это ведет к ощущению собственного превосходства. Обращаясь к апостолам, Иисус Христос предупреждал об истинном виновнике происходящего:
«Уже немного Мне говорить с вами; ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего»
— Евангелие от Иоанна, 14:30
Спаситель говорил, что диавол и его падшие ангелы будут действовать не на соединение людей в любви, а на разделение их в ненависти. И предубеждение - это одно из его главных орудий. Саркастические шутки, оскорбительные намеки, высмеивание, враждебная критика, доходящая до угрозы насилия, а порой и открытые нападки, восстание против гражданских властей, геноцид, линчевание и резня, - вот атрибуты врага, которые он с успехом использует до сих пор. Может это не имеет к нам, как христианам, никакого отношения?
Но давайте задумаемся над словами апостола Иакова:
«Им (языком) благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть»
— Послание Иакова, 3:9-10
Причиной предубеждения может стать проекция собственных мыслей на другого человека, когда ему приписываются собственные идеи, чувства или качества. Этому способствует гордыня - первый грех, который зародился в сердце люцифера – могущественного и светлого ангела, который стал дьяволом и сатаной.
Вот как это описано в произведениях христианской писательницы Елены Вайт:
«Как мало людей помнит о том, что искуситель был когда-то осеняющим херувимом, существом, которое Бог сотворил для славы Своего имени. Самовозвышение привело сатану к утрате этого высокого положения; он злоупотребил теми высокими способностями, которыми Бог так обильно наделил его. Он пал по той же причине, по которой тысячи падают сегодня: стремления быть первым, нежелания покориться ограничениям. Господь желает преподать человеку урок, что хотя он и соединен с церковным братством, он не спасен до тех пор, пока печать Живого Бога не будет поставлена на него. …»
— {«Библейский комментарий», 7 том, стр. 969}.
В Библии мы видим пример возвышающего характера Божьего, который следует отражать Его детям – христианам. Бог не проявляет лицеприятия ни к кому, поэтому если я отношусь предвзято к другим, то я ставлю свой суд выше Божьего, «ибо нет лицеприятия у Бога» (Римлянам, 2:11).
Каковы же шаги к решению проблемы?
Апостол Павел прошел путь от непримиримой вражды и ненависти к смирению и осознанию великого плана спасения, предложенного человечеству Небом. Он пережил опыт обращения по пути в Дамаск и стал новым творением во Христе. Как кардинально изменилось его поведение и мысли по отношению к ближнему, когда Иисус поселился в его сердце! Вот что он пишет:
«Потому отныне мы никого не знаем по плоти; если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем. Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое. Все же от Бога, Иисусом Христом примирившего нас с Собою и давшего нам служение примирения, потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения»
— Второе послание к Коринфянам, 5:15-19
Он уже не рассматривал других, исходя из собственных представлений. Став новой личностью во Христе, Павел распространял доброжелательность на других, принимая их и ведя ко Спасителю.
В Библии есть много стихов, которые указывают на то, чего не следует делать в отношениях с людьми:
не судите сердце другого человека, ибо сказано: «Не судите, да не судимы будете» (От Матфея, 7:1);
не судите по внешним проявлениям, ибо «Господь сказал Самуилу: не смотри на вид его и на высоту роста его; Я отринул его; Я смотрю не так, как смотрит человек, ибо человек смотрит на лице, а Господь смотрит на сердце» (1 Царств, 16:7);
не будьте пристрастны только потому, что «так поступают все», ибо «Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их – путь к смерти» (Притчи, 14:12);
не смейтесь над другими людьми, в чем-то непохожими на вас, ибо «Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит» (Притчи, 11:12).
Христианину предписано проявлять христоподобный характер, и тогда человек может возвыситься на невероятную для обычных людей высоту, когда он считает других достойнее себя, ибо сказано:
«Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя»
— Пслание к Филиппийцам, 2:3
Предлагаемый Богом путь – сложен и тернист, на нем не встретишь всеобщей поддержки и похвалы. Порой нужно быть готовым пострадать из-за непредвзятого отношения, которое вступает в противоречие с расхожим мнением окружающих. Но если мы ищем не своего а Божьего, то мы на верном пути, ведь Спаситель говорит в заповедях блаженства:
«Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас»
— Евангелие от Матфея, 5:11-12
Бог желает, чтобы Его последователи приняли всем сердцем идею равенства всех людей и выражали эту идею в жизни, «… ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галатам, 3:28).
Можно сделать вывод, что предубеждение – это продукт незрелых чувств, которые необходимо развивать, следуя примеру Иисуса Христа. Его истинный последователь будет «раздавать» себя другим. Сердце такого человека будет гореть желанием служить каждому вне зависимости от того, кто он. Для достижения этой победы необходимо молиться, чтобы Бог открыл нам собственные недостатки, а когда возникает стремление судить других, сосредоточиться на собственных грехах и недостатках.
«Или, как скажешь брату твоему: «дай, я выну сучек из глаза твоего»; а вот, в твоем глазе бревно?»
— От Матфея, 7:4
Хочется особо подчеркнуть, что на самом деле в основе предубеждения лежит грех высокомерия, который нужно изживать силой Божьей благодати. Только, благодаря живущему в нас Иисусу Христу, мы можем бороться с собственным эгоцентризмом и научиться отдавать каждому человеку частичку Божьей любви.